Велопробег    "Белые Ночи - 90"    МОСКВА - ЛЕНИНГРАД

 

М.Г.Гаврилов (Черноголовка, Московской области), МКСВТ "Караван"

 

in velo veritas

 

Москва - Ленинград [1]... По автостраде М10 от Кремля до Дворцовой площади - ровно 700 километров. И вот уже несколько лет наиболее подготовленные велотуристы из Московского клуба спортивного велотуризма "КАРАВАН" предпринимают попытки проехать этот путь в едином порыве. Но... Лишь два раза двум участникам это удавалось осуществить [2]. Первый раз - в 1989 году: 23-24 июня всю трассу проехали В.Н.Чернышев (Москва) и М.Г.Гаврилов (Черноголовка) за 31 час 03 минуты и 35 часа 58 минут соответственно. Проехали без транспорта сопровождения, везя всё необходимое на себе. Всего же на старт пробега в тот год вышло 6 человек, и кроме двоих велосипедистов, одолевших весь путь, ещё двое проехали больше половины трассы. М.А.Тиновицкий (Москва) проехал 498 километров, А.А.Кольцов (Москва) - 368.

Юбилейный, пятый [3] велопробег "Белые Ночи" был организован принципиально иначе. Главным его стало отличием стало, конечно, наличие сопровождения (автобус ПАЗ) у большей группы велосипедистов. И с этим сопровождением ехали почти все, а именно - все, кроме меня. Но, несмотря на этот автобус, результаты велопробега (Черноголовка -) Москва - Ленинград 21-22-23 июня 1990 года практически повторили прошлогодние. До города на Неве доехали опять только двое - мы с Валерой Чернышевым. У каждого из нас время прохождения от МКАД до границы Ленинграда улучшилось примерно на 2 часа, составив 29 часа 15 минут и 33 часа 21 минуту соответственно. Третьим вновь оказался Михаил Тиновицкий, проехав почти на сто километров больше прошлогоднего. Более четырёхсот километров проехал Михаил Силаев. Важно отметить, что в пробеге участвовал и старейший член нашего велоклуба - Михаил Павлович Лукин, в свои более, чем 60 лет, он одолел около половины всей трассы. (См. технические результаты.)

С одной стороны, ехать с сопровождением, несомненно лучше. И вещи можно положить в автобус, и о питании на трассе можно заботиться существенно меньше. (Так, например, три человека основной группы, ехавшие по трассе и ночью, выдули за эту ночь чуть ли ни по 2 литра кофе. А я за эту ночь буквально "обледенел".) Но с другой стороны, группа без сопровождения, хотя и состояла из одного человека, зато доехала до Ленинграда в полном составе! Большая же часть основной группы (насчитывавшей целых 17 велосипедистов и ещё несколько болельщиков) главным образом сидела в автобусе.

Но, начну всё по порядку.

В "планах выходного дня" Московской городской федерации велотуризма у велоклуба "Караван" было предусмотрено две группы на марафон, приуроченный к велотуристскому празднику "Белые ночи - 2003" в Ленинграде:

Предполагалось, что первая (или так называемая "основная") группа стартует из Москвы (от Садового кольца, т.е. площади Маяковского) 22 июня ровно в 3 часа [4] утра (ночи, а может даже вечера, - это уж как кому удобнее называть такое время) и, сопровождаемая автобусом, будет гнать с максимально возможной скоростью (т.е. такой, которую может развить Валера). Вторая выезжает из Черноголовки примерно в 21.30 предыдущего вечера, а от места старта первой - в 0.15, но будет ехать медленнее (в "среднем" темпе, т.к. марафонец я небыстрый) и без сопровождения.

Предполагалась, что первый раз группы должны встретиться в Вышнем Волочке, у известной пельменной "301 км", где по графику пробега конец обеда второй группы совпадал с началом обеда первой (в 2 часа дня). Затем вторая группа опять едет с некоторым опережением - до окончательной встречи близ трактира "Любава" (473-ий километр). Но сюрпризов было предостаточно. В результате встреча со мной основной группы и автобуса сопровождения (а точнее - автобуса со спавшей в ней большей частью основной группы) состоялась лишь в восьмом часу утра 23 июня, за 62 км до финиша (на 623-ем километре от Москвы).

При непосредственной подготовке к пробегу очень важно заранее подобрать правильный режим сна и бодрствования. Иначе много сил может уйти на борьбу со сном во время самого пробега; и ещё не известно, кто кого победит. Поэтому уже за несколько дней я стал готовиться. 20 июня встал поздно и не ложился спать до утра следующего дня. (Этому, надо отметить, сильно способствовал выпускной вечер в моём классе, состоявшийся как раз в ту ночь.) Таким образом, 21 июня я уснул в половине десятого утра и спал почти весь день перед выездом. Встал, поужинал и поехал...

О погоде. В течение всего предстартового дня лил дождь, но к счастью, кончился как раз за полчаса до выезда, и не начинался примерно до середины следующих суток.

Из Черноголовки выехал в 21.36. В начале двенадцатого (ещё не совсем стемнело) въехал в Москву, по телефону выяснил у Сергея Вардина, что со мной в группе никто больше не поедет (все предпочли ехать с сопровождением), и, нацепив на ноги уголковые отражатели, а на лоб - фонарь, двинулся по Ленинградскому шоссе в северо-западном направлении. Рассвело примерно в половине четвёртого, я подъезжал к Клину. До шести часов на небе висели облака. К тому же с половины пятого до шести почему-то дул сильный северный ветер. Появилась небольшая усталость. Но потом выглянуло солнышко, стало веселее. Ветер ослаб, хотя и не стих совсем. Наконец, в 7.20 (планировал явно раньше), доехал до Геры Шарова (в центре города, название которого "Калинин" [5] доживает свои последние дни). Плотно позавтракал - и дальше в путь. На 212-ом километре оставил, как договаривались, первую записку основной группе. Погода стояла весьма благоприятная для дальнего пробега - не жарко, и не холодно, переменная облачность, ветер боковой (северо-восточный), несильный.

В Вышнем Волочке пообедал, малость отдохнул, но "основной" группы так и не смог дождаться, хотя и сам уже примерно на час отставал от графика. В душу даже стало закрадываться сомнение - а едет ли вообще основная группа? Оставил вторую записку, уже с просьбой обязательно оповестить меня об их продвижении.

Столб 350 км. Это от Москвы. И до Ленинграда ещё столько же! Я позволил себе остановиться и две минуты полежать на траве. Целых две минуты! Две минуты в течение полутора суток! Тем, кто не ездил не понять. Но где же догоняющая меня группа?

И вот на 366-ом километре обгоняет меня "Жигуль" с ленинградским номером, останавливается и торжественно передаёт записку...

В этой записке Валера сообщал, что они лишь вдвоём с Тиновицким продолжают движение. Оказалось, что основную группу сильно подвёл запланированный "автобус сопровождения" - он оказался слишком ненадёжной техникой - сначала почти на час опоздал к старту, пришлось его ждать, а потом, перед Вышним Волочком у него полетело сцепление. Все сильно приуныли, и только они двое поехали вперёд. Вот теперь они заканчивают обедать и бросаются догонять меня, мало надеясь на дальнейшую помощь "сопровождения". (Удивительно, но автобус сопровождения всё-таки починили. Более того, он даже успел довольно быстро "догнать" Чернышева и Тиновицкого, а точнее - застать их в вышневолоцкой пельменной к концу обеда.)

Обрадовался я тогда этой записке от Валеры очень сильно - стал напевать какие-то песенки, чуть ли не размахивая руками. Я еду всё-таки не один! Кстати, примерно через час после этого, зайдя перекусить в забегаловку у Валдая (389,0 км), я услышал интересный разговор. За столиком сидели два шофёра, и один из них, увидев меня, улыбнулся и произнёс:

Мне тогда подумалось, что у Валеры с Мишей в то время было, видимо, не очень-то хорошее настроение.

Перекусив в этой забегаловке и написав очередную записку, даже целое письмо, догоняющей группе (письмом эта записка получилась потому, что написание её было одновременно и пережиданием очередного кратковременного дождя), я двинулся преодолевать последний холмистый участок на пути к Ленинграду - до трактира "Любава" (473-ий километр).

Лирическое отступление.

Участок дороги в Валдайском и Крестецком районах, наверно, самый приятный на всей трассе. Может быть, приятный ещё благодаря тому времени суток, на которые он приходится во время нашего велопробега: солнце медленно клонится к закату, освещая валдайские леса, луга и озёра ровным, теплым вечерним светом. Земли Валдая - это уже 59-ый градус северной широты, почти что местность белых ночей, - в конце июня солнце здесь заходит долго-долго. А кругом руские-русские пейзажи - тихие деревни, холмы с сочной зелёной травой, гордые своей суровостью еловые леса... И если где-то в краях иных приходится вспоминать Россию, то первое, что всплывает в памяти, - это пейзажи Новгородской земли ясными летними вечерами...

Так любуясь чудесным вечером, я и доехал до трактира "Любава". Однако, в отличие от прошлого года, там всё было закрыто, даже чая попить не удалось. Пришлось ехать дальше, надеясь что-нибудь спросить на ужин у шофёров на какой-нибудь автостоянке [6]. Так оно и получилось. На автостоянке около 490 километра (489,8) меня накормили два шофёра "кавказской национальности" - водители КАМАЗов с ивановскими номерами. Сначала угостили чаем с хлебом, потом - помидорами, а в конце концов - и мясом. В общем, подкрепился неплохо. От них я узнал, что основная группа едет где-то в нескольких десятках километров сзади, и автобус её сопровождает. Шофёрам очень не понравилось, как едут велосипедисты из основной группы:

Шофёры сильно возмущались и предлагали подбросить меня вперёд километров на сто, говорили: Поверить в то, что у нас нет никаких премий, шофёры так и не смогли.

С той автостоянки я уезжал "в ночь". Сначала всё шло хорошо и быстро. Правда, стало быстро холодать. По очереди надел на себя все одёжки, которые вёз в банане [7]. Но в банане много не увезёшь - после новгородской объездной я стал помаленьку замерзать. Термоса у меня, естественно, не было. У изредка встречавшихся стояших на дороге машин, почему-то, - тоже. К тому же, дорожное покрытие участка Новгород - Чудово самое плохое на всей трассе Москва - Ленинград. Скорость моя упала до 15-17 километров в час. Чуть согреться удалось лишь перед Чудово, на бензоколонке, - ленинградские автотуристы угостили меня чашечкой кофе. Но согрелся действительно только чуть-чуть. Поэтому уже через пару километров пришлось снова заехать попить чайку, на сей раз на пункт ГАИ. Пробыл я там минут сорок - слишком маломощный оказалась у них электроплитка, разогревавшая для меня чай. Попил чайку - согрелся. Но потерял кучу времени. И сидя в пункте ГАИ уже посматривал на дорогу - не едут ли преследователи? Но пока не ехали.

После Чудова дорога пошла веселей: и асфальт лучше, и солнышко всё выше и выше - теплее. На километровом столбе 620 оставил ребятам очередную записку, а через два с небольшим километра произошла у меня поломка - полетела спица на заднем колесе, причём в неудобном месте - со стороны пятерика, - пришлось потратить двадцать три драгоценных минуты на её замену. В это время и подъехал автобус с сидевшей в ней большей частью основной группы.

К тому времени мной было оставлено 7 записок:

Ребята потом рассказывали, что каждую следующую записку, точнее,- место, где она должна быть оставлена, они ждали с нетерпением, читали с большим удовольствием очередные вести. Но время записок кончилось, и последние 62 километра до въезда в Ленинград я уже ехал не один. Непонятно даже, откуда силы взялись - прошёл этот участок со средней скоростью 27-28 км/ч, и это после леденящей бессонной ночи, после непрерывных 700 км в седле! А финишировать умудрился даже на 40 км/ч!!! (Правда, там небольшой спуск после путепровода.)

В Ленинград въехали утром 23 июня, в начале одиннадцатого. Устроились там в каком-то общежитии, правда, весьма далеко от центра города (в Купчино). К тому же, не было ни горячей воды, ни белья. Но ничего. Где-то к часу дня разместились, немного перекусили. Потом съездили (пять человек) в баньку на "Весёлый посёлок" [8], тяпнули там по две бутылочки пивка (хорошо пошло!). Поужинали в каком-то молочном кафе. Возвратились в общежитие в половине восьмого (т.е. ровно через 48 часов после моего пробуждения ото сна в четверг вечером), легли вздремнуть, но лишь на часок, - к десяти вечера уже надо было быть у Медного Всадника, где начиналась программа велотуристского праздника ленинградцев "Белые ночи". (Это, собственно, то самое мероприятие, к которому ежегодно приурочивается этот наш традиционный пробег.)

До двух часов покатались по городу. (При этом многие установили личные двухсуточные рекорды, лучший из этих рекордов составил 807 км [9].) Те, кто ещё не засыпал, ездили с экскурсией, другие дремали где-то на набережной. Затем - разведение мостов. (Всё-таки, удивительно, как чисто техническое, чисто функциональное мероприятие становится неотъемлемой чертой культуры города! Город будто сошёл с ума - ночью на улицах народу больше, чем днём!) Потом половина наших двинулась в общежитие, а другая половина (то есть те, что в автобусе сопровождения главным образом спали) осталась ещё наблюдать сведение мостов и снимать всё это на видеопленку. (Результат съёмки, правда, немного напоминает широко известную картину неизвестного художника "Негры в трюме грузят уголь", несмотря на японскую технику [10]. Но ничего, эти кадры весьма неплохо смотрятся в видеофильме Бершака-Пересыпкина о велопробеге.)

В общежитие они вернулись часов в семь, немного поплутав в поисках пути к дому. А уже в половине десятого почти все на автобусе тронулись в обратный путь - лишь двое последовали моему примеру ехать вечером на поезде.

 

Черноголовка,
июль 1990 г.

 

Примечания: 1990-2003 гг.

 

--------
1     Ныне - Санкт-Петербург.

--------
2     С момента написания этого рассказа "клуб проехавших всю трассу" значительно пополнился.

--------
3     Пятый - это только в "наше" время. Следовало бы, конечно, учесть и пробеги "Москва - С.Петербург" Московского общества велосипедистов-любителей, проводившиеся в конце прошлого (XIX) - начале нынешнего (XX) века, поскольку наши пробеги совершаются в продолжение традиций тех, вековой давности, путешествий.

--------
4     Здесь и далее действовавшее в то время в центральной части СССР [#] Московское декретное летнее время - отличие от Гринвича на 4 часа: полночь в Черноголовке в 1.26, в Москве - в 1.30, в Ленинграде - в 1.59.

--------
5     Менее, чем через месяц после написания этого рассказа, городу было возвращено историческое имя Тверь.

--------
6     Это сейчас на трассе через каждые 20 км можно найти пункты "24 часа", а в 1990-м о таковых даже и мечтать не приходилось.

--------
7     Банан - небольшая поясная сумка.

--------
8     Исторически сложившееся название одного из пригородов, а ныне - районов Ленинграда.

--------
9     И побит он был только через 13 с лишним лет во время марафона "Вокруг Ладоги - 2003": 817,4 км.

--------
10     Не забывайте, что техника, хоть и японская, но того времени - на дворе был 1990 год.

--------
#     СССР - Союз Советских Социалистических Республик - так тогда называлась наша страна.

--------
#     Технические результаты таковы (в скобках - соответствующие результаты пробега 1989 года):

по расстоянию:

 

В.Н.Чернышев

М.Г.Гаврилов

абсолютный

(без сна)

741 (743) km

797 (751) km

суточный

(24 h)

540 (530) km

527 (497) km

полуторасуточный

(36 h)

707 (719) km

722 (698) km

двухсуточный

(48 h)

776 (782) km

807 (758) km

по времени:

 

 

 

 

400 km

17ч 08м (16ч 48м)

17ч 59м (18ч 25м)

 

500 km

21ч 50м (22ч 46м)

22ч 54м (24ч 08м)

 

600 km

26ч 34м (29ч 36м)

29ч 44м (30ч 58м)

М10

(Москва - Ленинград)

29ч 15м (31ч 03м)

33ч 21м (35ч 38м)

А103 + М10

(Черноголовка - Ленинград)

-----

36ч 44м (-----)