Велопробег "Белые Ночи - 90" МОСКВА - ЛЕНИНГРАД
М.Г.Гаврилов (Черноголовка, Московской области), МКСВТ "Караван"
in velo veritas
Москва - Ленинград [1]... По автостраде М10 от Кремля до Дворцовой площади - ровно 700 километров. И вот уже несколько лет наиболее подготовленные велотуристы из Московского клуба спортивного велотуризма "КАРАВАН" предпринимают попытки проехать этот путь в едином порыве. Но... Лишь два раза двум участникам это удавалось осуществить [2]. Первый раз - в 1989 году: 23-24 июня всю трассу проехали В.Н.Чернышев (Москва) и М.Г.Гаврилов (Черноголовка) за 31 час 03 минуты и 35 часа 58 минут соответственно. Проехали без транспорта сопровождения, везя всё необходимое на себе. Всего же на старт пробега в тот год вышло 6 человек, и кроме двоих велосипедистов, одолевших весь путь, ещё двое проехали больше половины трассы. М.А.Тиновицкий (Москва) проехал 498 километров, А.А.Кольцов (Москва) - 368.
Юбилейный, пятый [3] велопробег "Белые Ночи" был организован принципиально иначе. Главным его стало отличием стало, конечно, наличие сопровождения (автобус ПАЗ) у большей группы велосипедистов. И с этим сопровождением ехали почти все, а именно - все, кроме меня. Но, несмотря на этот автобус, результаты велопробега (Черноголовка -) Москва - Ленинград 21-22-23 июня 1990 года практически повторили прошлогодние. До города на Неве доехали опять только двое - мы с Валерой Чернышевым. У каждого из нас время прохождения от МКАД до границы Ленинграда улучшилось примерно на 2 часа, составив 29 часа 15 минут и 33 часа 21 минуту соответственно. Третьим вновь оказался Михаил Тиновицкий, проехав почти на сто километров больше прошлогоднего. Более четырёхсот километров проехал Михаил Силаев. Важно отметить, что в пробеге участвовал и старейший член нашего велоклуба - Михаил Павлович Лукин, в свои более, чем 60 лет, он одолел около половины всей трассы. (См. технические результаты.)
С одной стороны, ехать с сопровождением, несомненно лучше. И вещи можно положить в автобус, и о питании на трассе можно заботиться существенно меньше. (Так, например, три человека основной группы, ехавшие по трассе и ночью, выдули за эту ночь чуть ли ни по 2 литра кофе. А я за эту ночь буквально "обледенел".) Но с другой стороны, группа без сопровождения, хотя и состояла из одного человека, зато доехала до Ленинграда в полном составе! Большая же часть основной группы (насчитывавшей целых 17 велосипедистов и ещё несколько болельщиков) главным образом сидела в автобусе.
Но, начну всё по порядку.
В "планах выходного дня" Московской городской федерации велотуризма у велоклуба "Караван" было предусмотрено две группы на марафон, приуроченный к велотуристскому празднику "Белые ночи - 2003" в Ленинграде:
Предполагалось, что первая (или так называемая "основная") группа стартует из Москвы (от Садового кольца, т.е. площади Маяковского) 22 июня ровно в 3 часа [4] утра (ночи, а может даже вечера, - это уж как кому удобнее называть такое время) и, сопровождаемая автобусом, будет гнать с максимально возможной скоростью (т.е. такой, которую может развить Валера). Вторая выезжает из Черноголовки примерно в 21.30 предыдущего вечера, а от места старта первой - в 0.15, но будет ехать медленнее (в "среднем" темпе, т.к. марафонец я небыстрый) и без сопровождения.
Предполагалась, что первый раз группы должны встретиться в Вышнем Волочке, у известной пельменной "301 км", где по графику пробега конец обеда второй группы совпадал с началом обеда первой (в 2 часа дня). Затем вторая группа опять едет с некоторым опережением - до окончательной встречи близ трактира "Любава" (473-ий километр). Но сюрпризов было предостаточно. В результате встреча со мной основной группы и автобуса сопровождения (а точнее - автобуса со спавшей в ней большей частью основной группы) состоялась лишь в восьмом часу утра 23 июня, за 62 км до финиша (на 623-ем километре от Москвы).
При непосредственной подготовке к пробегу очень важно заранее подобрать правильный режим сна и бодрствования. Иначе много сил может уйти на борьбу со сном во время самого пробега; и ещё не известно, кто кого победит. Поэтому уже за несколько дней я стал готовиться. 20 июня встал поздно и не ложился спать до утра следующего дня. (Этому, надо отметить, сильно способствовал выпускной вечер в моём классе, состоявшийся как раз в ту ночь.) Таким образом, 21 июня я уснул в половине десятого утра и спал почти весь день перед выездом. Встал, поужинал и поехал...
О погоде. В течение всего предстартового дня лил дождь, но к счастью, кончился как раз за полчаса до выезда, и не начинался примерно до середины следующих суток.
Из Черноголовки выехал в 21.36. В начале двенадцатого (ещё не совсем стемнело) въехал в Москву, по телефону выяснил у Сергея Вардина, что со мной в группе никто больше не поедет (все предпочли ехать с сопровождением), и, нацепив на ноги уголковые отражатели, а на лоб - фонарь, двинулся по Ленинградскому шоссе в северо-западном направлении. Рассвело примерно в половине четвёртого, я подъезжал к Клину. До шести часов на небе висели облака. К тому же с половины пятого до шести почему-то дул сильный северный ветер. Появилась небольшая усталость. Но потом выглянуло солнышко, стало веселее. Ветер ослаб, хотя и не стих совсем. Наконец, в 7.20 (планировал явно раньше), доехал до Геры Шарова (в центре города, название которого "Калинин" [5] доживает свои последние дни). Плотно позавтракал - и дальше в путь. На 212-ом километре оставил, как договаривались, первую записку основной группе. Погода стояла весьма благоприятная для дальнего пробега - не жарко, и не холодно, переменная облачность, ветер боковой (северо-восточный), несильный.
В Вышнем Волочке пообедал, малость отдохнул, но "основной" группы так и не смог дождаться, хотя и сам уже примерно на час отставал от графика. В душу даже стало закрадываться сомнение - а едет ли вообще основная группа? Оставил вторую записку, уже с просьбой обязательно оповестить меня об их продвижении.
Столб 350 км. Это от Москвы. И до Ленинграда ещё столько же! Я позволил себе остановиться и две минуты полежать на траве. Целых две минуты! Две минуты в течение полутора суток! Тем, кто не ездил не понять. Но где же догоняющая меня группа?
И вот на 366-ом километре обгоняет меня "Жигуль" с ленинградским номером, останавливается и торжественно передаёт записку...
В этой записке Валера сообщал, что они лишь вдвоём с Тиновицким продолжают движение. Оказалось, что основную группу сильно подвёл запланированный "автобус сопровождения" - он оказался слишком ненадёжной техникой - сначала почти на час опоздал к старту, пришлось его ждать, а потом, перед Вышним Волочком у него полетело сцепление. Все сильно приуныли, и только они двое поехали вперёд. Вот теперь они заканчивают обедать и бросаются догонять меня, мало надеясь на дальнейшую помощь "сопровождения". (Удивительно, но автобус сопровождения всё-таки починили. Более того, он даже успел довольно быстро "догнать" Чернышева и Тиновицкого, а точнее - застать их в вышневолоцкой пельменной к концу обеда.)
Обрадовался я тогда этой записке от Валеры очень сильно - стал напевать какие-то песенки, чуть ли не размахивая руками. Я еду всё-таки не один! Кстати, примерно через час после этого, зайдя перекусить в забегаловку у Валдая (389,0 км), я услышал интересный разговор. За столиком сидели два шофёра, и один из них, увидев меня, улыбнулся и произнёс:
Перекусив в этой забегаловке и написав очередную записку, даже целое письмо, догоняющей группе (письмом эта записка получилась потому, что написание её было одновременно и пережиданием очередного кратковременного дождя), я двинулся преодолевать последний холмистый участок на пути к Ленинграду - до трактира "Любава" (473-ий километр).
Лирическое отступление.
Участок дороги в Валдайском и Крестецком районах, наверно, самый приятный на всей трассе. Может быть, приятный ещё благодаря тому времени суток, на которые он приходится во время нашего велопробега: солнце медленно клонится к закату, освещая валдайские леса, луга и озёра ровным, теплым вечерним светом. Земли Валдая - это уже 59-ый градус северной широты, почти что местность белых ночей, - в конце июня солнце здесь заходит долго-долго. А кругом руские-русские пейзажи - тихие деревни, холмы с сочной зелёной травой, гордые своей суровостью еловые леса... И если где-то в краях иных приходится вспоминать Россию, то первое, что всплывает в памяти, - это пейзажи Новгородской земли ясными летними вечерами...
Так любуясь чудесным вечером, я и доехал до трактира "Любава". Однако, в отличие от прошлого года, там всё было закрыто, даже чая попить не удалось. Пришлось ехать дальше, надеясь что-нибудь спросить на ужин у шофёров на какой-нибудь автостоянке [6]. Так оно и получилось. На автостоянке около 490 километра (489,8) меня накормили два шофёра "кавказской национальности" - водители КАМАЗов с ивановскими номерами. Сначала угостили чаем с хлебом, потом - помидорами, а в конце концов - и мясом. В общем, подкрепился неплохо. От них я узнал, что основная группа едет где-то в нескольких десятках километров сзади, и автобус её сопровождает. Шофёрам очень не понравилось, как едут велосипедисты из основной группы:
С той автостоянки я уезжал "в ночь". Сначала всё шло хорошо и быстро. Правда, стало быстро холодать. По очереди надел на себя все одёжки, которые вёз в банане [7]. Но в банане много не увезёшь - после новгородской объездной я стал помаленьку замерзать. Термоса у меня, естественно, не было. У изредка встречавшихся стояших на дороге машин, почему-то, - тоже. К тому же, дорожное покрытие участка Новгород - Чудово самое плохое на всей трассе Москва - Ленинград. Скорость моя упала до 15-17 километров в час. Чуть согреться удалось лишь перед Чудово, на бензоколонке, - ленинградские автотуристы угостили меня чашечкой кофе. Но согрелся действительно только чуть-чуть. Поэтому уже через пару километров пришлось снова заехать попить чайку, на сей раз на пункт ГАИ. Пробыл я там минут сорок - слишком маломощный оказалась у них электроплитка, разогревавшая для меня чай. Попил чайку - согрелся. Но потерял кучу времени. И сидя в пункте ГАИ уже посматривал на дорогу - не едут ли преследователи? Но пока не ехали.
После Чудова дорога пошла веселей: и асфальт лучше, и солнышко всё выше и выше - теплее. На километровом столбе 620 оставил ребятам очередную записку, а через два с небольшим километра произошла у меня поломка - полетела спица на заднем колесе, причём в неудобном месте - со стороны пятерика, - пришлось потратить двадцать три драгоценных минуты на её замену. В это время и подъехал автобус с сидевшей в ней большей частью основной группы.
К тому времени мной было оставлено 7 записок:
Ребята потом рассказывали, что каждую следующую записку, точнее,- место, где она должна быть оставлена, они ждали с нетерпением, читали с большим удовольствием очередные вести. Но время записок кончилось, и последние 62 километра до въезда в Ленинград я уже ехал не один. Непонятно даже, откуда силы взялись - прошёл этот участок со средней скоростью 27-28 км/ч, и это после леденящей бессонной ночи, после непрерывных 700 км в седле! А финишировать умудрился даже на 40 км/ч!!! (Правда, там небольшой спуск после путепровода.)
В Ленинград въехали утром 23 июня, в начале одиннадцатого. Устроились там в каком-то общежитии, правда, весьма далеко от центра города (в Купчино). К тому же, не было ни горячей воды, ни белья. Но ничего. Где-то к часу дня разместились, немного перекусили. Потом съездили (пять человек) в баньку на "Весёлый посёлок" [8], тяпнули там по две бутылочки пивка (хорошо пошло!). Поужинали в каком-то молочном кафе. Возвратились в общежитие в половине восьмого (т.е. ровно через 48 часов после моего пробуждения ото сна в четверг вечером), легли вздремнуть, но лишь на часок, - к десяти вечера уже надо было быть у Медного Всадника, где начиналась программа велотуристского праздника ленинградцев "Белые ночи". (Это, собственно, то самое мероприятие, к которому ежегодно приурочивается этот наш традиционный пробег.)
До двух часов покатались по городу. (При этом многие установили личные двухсуточные рекорды, лучший из этих рекордов составил 807 км [9].) Те, кто ещё не засыпал, ездили с экскурсией, другие дремали где-то на набережной. Затем - разведение мостов. (Всё-таки, удивительно, как чисто техническое, чисто функциональное мероприятие становится неотъемлемой чертой культуры города! Город будто сошёл с ума - ночью на улицах народу больше, чем днём!) Потом половина наших двинулась в общежитие, а другая половина (то есть те, что в автобусе сопровождения главным образом спали) осталась ещё наблюдать сведение мостов и снимать всё это на видеопленку. (Результат съёмки, правда, немного напоминает широко известную картину неизвестного художника "Негры в трюме грузят уголь", несмотря на японскую технику [10]. Но ничего, эти кадры весьма неплохо смотрятся в видеофильме Бершака-Пересыпкина о велопробеге.)
В общежитие они вернулись часов в семь, немного поплутав в поисках пути к дому. А уже в половине десятого почти все на автобусе тронулись в обратный путь - лишь двое последовали моему примеру ехать вечером на поезде.
Черноголовка,
июль 1990 г.
Примечания: 1990-2003 гг.
--------
1 Ныне - Санкт-Петербург.
--------
2 С момента написания этого рассказа
"клуб проехавших всю трассу" значительно пополнился.
--------
3 Пятый - это только в "наше" время. Следовало бы,
конечно, учесть и пробеги "Москва - С.Петербург" Московского общества
велосипедистов-любителей, проводившиеся в конце прошлого (XIX) - начале нынешнего
(XX) века, поскольку наши пробеги совершаются в продолжение традиций тех, вековой
давности, путешествий.
--------
4 Здесь и далее действовавшее в то время
в центральной части СССР [#] Московское декретное летнее
время - отличие от Гринвича на 4 часа: полночь в Черноголовке в 1.26, в
Москве - в 1.30, в Ленинграде - в 1.59.
--------
5 Менее, чем через месяц после написания
этого рассказа, городу было возвращено историческое имя Тверь.
--------
6 Это сейчас на трассе через каждые 20 км можно
найти пункты "24 часа", а в 1990-м о таковых даже и мечтать не приходилось.
--------
7 Банан - небольшая поясная сумка.
--------
8 Исторически сложившееся название одного из
пригородов, а ныне - районов Ленинграда.
--------
9 И побит он был только через 13 с лишним лет во
время марафона "Вокруг Ладоги - 2003": 817,4 км.
--------
10 Не забывайте, что техника, хоть и японская, но
того времени - на дворе был 1990 год.
--------
# СССР - Союз Советских Социалистических Республик -
так тогда называлась наша страна.
--------
# Технические результаты таковы (в скобках -
соответствующие результаты пробега 1989 года):
по расстоянию: |
|
В.Н.Чернышев |
М.Г.Гаврилов |
абсолютный |
(без сна) |
741 (743) km |
797 (751) km |
суточный |
(24 h) |
540 (530) km |
527 (497) km |
полуторасуточный |
(36 h) |
707 (719) km |
722 (698) km |
двухсуточный |
(48 h) |
776 (782) km |
807 (758) km |
по времени: |
|
|
|
|
400 km |
17ч 08м (16ч 48м) |
17ч 59м (18ч 25м) |
|
500 km |
21ч 50м (22ч 46м) |
22ч 54м (24ч 08м) |
|
600 km |
26ч 34м (29ч 36м) |
29ч 44м (30ч 58м) |
М10 |
(Москва - Ленинград) |
29ч 15м (31ч 03м) |
33ч 21м (35ч 38м) |
А103 + М10 |
(Черноголовка - Ленинград) |
----- |
36ч 44м (-----) |