ОЛИМПИАДА ННЦ
Олимпиады школьников по различным наукам проводятся в
нашей стране очень давно. Астрономия в списке этих наук сто-
ит одной из первых. Говорят, что ещё в XIX веке "Олимпиады
для учащейся молодёжи" проводило Астрономическое общество
Российской Империи. К сожалению, до нас не дошли подробности
астрономического олимпийского движения тех лет.
Из современных астрономических олимпиад наиболее по-
чтенной является Московская городская, которая проводится
уже более пятидесяти лет - с 1947 года. В этой книге расска-
зывается о другой олимпиаде, тоже имеющей богатые традиции,-
Олимипаде ННЦ, астрономия на этой олимпиаде присутствует с
1986/87 года.
В течение многих лет, хотя и не очень регулярно, под
Москвой, в Научном центре "Черноголовка" Российской Академии
наук (ранее - Ногинский научный центр АН СССР) проводится
олимпиада школьников 8-11 классов по физике, астрономии и
математике. Эта олимпиада не является составной частью ка-
кой-либо системы олимпиад и в ней может принять участие лю-
бой школьник.
Большинство участников различных олимпиад связывают
своё будущее с наукой, поэтому хотят уже в школьном возрасте
как можно больше узнать о её прелестях и проблемах. Главная
идея Олимпиады ННЦ состоит как раз в том, чтобы максимально
приблизить условия её проведения к настоящей работе научного
сотрудника. Конечно, это достаточно трудно, но, всё-таки, во
многом эта олимпиада оказывается гораздо ближе к реальности,
чем классические олимпиады, проводимые министерствами и ор-
ганами народного образования. Кроме того, обычно олимпиада
проводится осенью, в олимпиадное "межсезонье", и не пересе-
кается по срокам с другими.
Задачи Олимпиады ННЦ, как правило, менее формализован-
ные, но довольно сложные. В отличие от большинства олимпиад,
в Черноголовке ребята при решении задач могут пользоваться
любыми справочниками и школьными учебниками. Для решения фи-
зических и математических задач не требуется знаний, выходя-
щих за рамки школьной программы, а вот задачи по астрономии
рассчитаны на уровень немного выше школьного. В целом слож-
ность задач примерно соответствует уровню республиканских
олимпиад. Одна (иногда две) задачи по физике для 10 и 11
классов традиционно предлагается на английском (немецком или
французском - по желанию участника) языке. Естественно, раз-
решается пользоваться любыми словарями - как в реальной на-
учной работе. Поначалу такая форма нравится далеко не всем
школьникам, но после олимпиады почти все высказываются "за".
Часто вместо условий отдельных задач участникам предла-
гается целый рассказ, в котором нужно самим найти всё необ-
ходимое, а лишнее отбросить,- опять-таки, как в реальной на-
учной работе (например, условия задач 1991 года по 9 клас-
су).
Другая важная особенность Олимпиады ННЦ - существенно
больший процент задач оценочного характера, в которых целью
решения задач должны быть не числа и не формулы, а понимание
явления. К сожалению, в современной школе вычислениям по го-
товым формулам с высокой точностью уделяется значительно
больше внимания, чем пониманию физики процесса и порядковым
оценкам. Увы, такая же тенденция наблюдается и на классиче-
ских олимпиадах по физике, задачи которых год от года всё
больше напоминают контрольные работы высокого уровня и вари-
анты вступительных экзаменов в ВУЗы. Олимпиады ННЦ попыта-
лись исправить этот недостаток. Ведь решение именно оценоч-
ных задач развивает у школьников умение делать простые оцен-
ки, то есть быстро и без громоздких вычислений получать пра-
вильное представление о разнообразных явлениях и объектах.
Здесь следует отметить, что в 1997 году в Петербурге вышла
книга [3] (В.В.Иванов, А.В.Кривов, П.А.Денисенков "Парадок-
сальная Вселенная"), которая представляет собой сборник за-
дач, по духу очень близких к задачам Олимпиады ННЦ.
Ещё одна отличительная черта Олимпиады ННЦ - так назы-
ваемый "творческий тур". На нём школьнику даётся лишь общее
направление исследования, некоторые исходные данные. Участ-
ник должен уже сам уточнить постановку задачи, придумать и
обосновать модель, показать возможность пренебрежения каки-
ми-либо эффектами или оценить их влияние.
Конечно, это дополнительная нагрузка для жюри - работы
творческого тура гораздо труднее оценивать, сложнее выявлять
победителей. Но в Олимпиаде ННЦ в гораздо большей степени
важно участие, а не победа, тем более, что победители прак-
тически не получают никаких льгот.
В 70-е - 80-е годы в олимпиаде соревновались главным
образом лишь школьники Черноголовки и соседних городов
(включая Москву), и олимпиада проводилась за 1-2 дня. В
1990-1991 годах круг участников существенно расширился, а
сроки проведения были увеличены до 3-4 дней. В ряде мест
(Республика Карелия, г. Новгород, г. Старый Оскол) для фор-
мирования команд-участников Олимпиады ННЦ стали проводиться
предварительные соревнования, а команды Москвы и Риги были
сформированы из победителей городских астрономических олим-
пиад.
В 1990 году своих ребят на олимпиаду направили 12 обла-
стей Центральной России и Латвия. В качестве наблюдателя
присутствовал также представитель Украины. Всего в этой
олимпиаде приняло участие около 90 школьников.
Олимпиада открылась в субботу, 20 октября, в Экспери-
ментальной средней школе № 82; рядом, в гостинице были раз-
мещены иногородние участники. Вечером состоялась встреча
школьников с молодыми учёными Черноголовки. Ребята получили
некоторое представление об институтах Научного центра, со-
временных научных (как, впрочем, и ненаучных) проблемах,
волнующих учёных, перспективах. Для некоторых это было, воз-
можно, первое знакомство с институтами, где им через не-
сколько лет предстояло самим стать научными работниками.
На первом, теоретическом туре олимпиады, который прошёл
в воскресенье, 21 октября, участникам было предложено 6 за-
дач - две по каждому из предметов. Вечером состоялась экс-
курсия на главный инструмент школьной обсерватории - 5-дюй-
мовый телескоп-рефлектор фирмы "Карл-Цейс". К сожалению,
пасмурная погода в тот вечер не позволила ребятам провести
наблюдения.
Творческий тур проходил на следующий день, утром.
(Школьники-"совы", составлявшие большинство среди участников
олимпиады, были этим сильно недовольны, ссылаясь на то, что
пик их интеллектуальной активности приходится на вечерние
часы.) Теперь уже нужно было на выбор решить одну проблему
по астрономии, физике или математике. В тот же день состо-
ялось закрытие Олимпиады и награждение победителей.
В 1991 году состав участников ещё больше расширился -
Олимпиада ННЦ стала фактически международной, в ней приняли
участие более 120 школьников трёх государств: России, Латвии
и Эстонии. Российские школьники приехали из более, чем 20
областей Центральной и Северной России, Латвию представляли
9 человек из Риги, а Эстонию - 6 учеников Таллина и Нарвы.
Программа была рассчитана уже на 4 дня (открытие, первый тур
- 4 задачи по всем трём предметам, второй тур - вариант на
выбор - по астрономии, физике или математике, закрытие).
Интересно отметить, что время проведения этой олимпиады
совпало с общим собранием учёных, где решалась судьба Рос-
сийской Академии наук.
Информация и задачи Олимпиад ННЦ 1990, 1991 годов были
опубликованы в одном из астрономических журналов, правда на
латышском языке [4].
К сожалению, в 90-е годы организовывать олимпиады стало
существенно сложнее, и после 1991 года Олимпиады ННЦ столь
широкого масштаба долгое время не проводились. Но, может
быть, это сыграло и свою положительную роль. Ведь именно
успешное проведение олимпиады 1990, и особенно 1991 годов и
невозможность организовать Олимпиаду ННЦ в 1992 году дало
повод её оргкомитету всерьёз задуматься об организации аст-
рономических олимпиад более высокого уровня,- ведь несмотря
на несколько местных и региональных олимпиад по астрономии и
олимпиад, включавших астрономию как один из предметов, до
90-х годов не существовало единой Российской, Всесоюзной или
Международной Астрономической олимпиады, подобной тем, что
уже проводились по физике, математике, химии и некоторым
другим предметам. Но необходимость этого уже чувствовалась.
К концу 1993 года был подготовлен Учредительный договор
о Российской олимпиаде. Совершенно независимо с инициативой
провести у себя в 1994 году Первую общероссийскую олимпиаду
по астрономии выступил Ярославль, ставший таким образом мес-
том рождения Российской олимпиады школьников по астрономии и
космической физике. С тех пор Российская олимпиада проводит-
ся ежегодно.
С 1996 года проводится Международная астрономическая
олимпиада, официально учреждённая международным Астрономиче-
ским обществом. Согласно Учредительному положению она прово-
дится ежегодно осенью (в период с сентября по декабрь) в од-
ном из астрономических центров государств-участников.
А Олимпиада ННЦ возобновила свою деятельность в феврале
1998 года, когда под эгидой Администрации Черноголовки, Де-
партамента Московской области по образованию и Подмосковного
филиала МГУ была проведена совместная "Первая Московская об-
ластная олимпиада - Олимпиада ННЦ по астрономии и космиче-
ской физике", в которой приняли участие школьники из 23 го-
родов России, в том числе 17 городов Подмосковья.
Более подробная информация (на русском и английском
языках) об Олимпиадах ННЦ, Российских и Международных астро-
номических олимпиадах, включая подробности о возможности
участия, размещена в Интернете, на сервере Подмосковного фи-
лиала МГУ
http://www.issp.ac.ru/univer/
|