Euro-Asian Astronomical Society
|
Сопроводительная инструкция N 11 |
|
Каждая страна, регулярно участвующая в Международной астрономической олимпиаде должна проводить Национальную астрономическую олимпиаду (NAO).
Существует несколько различных систем организации национальных олимпиад.
Настоящий документ содержит рекомендации, как организовать и проводить национальные олимпиады. Мы отметили их как "настоятельно рекомендуется", "рекомендуется" или (если данный вариант возможен, но не оптимален) "возможно" перед параграфами или предложениями.
Документ также содержит некоторые обязательные требования к Национальным олимпиадам, включая требования к олимпиадам, по результатам которых формируются национальные команды для участия в Международной олимпиаде. Эти требования отмечены как "обязательно" перед параграфами или предложениями.
Возможно.
Организация (число этапов, содержание задач, и т.д.)
и финансирование национальных астрономических олимпиад (NAO)
значительно отличается друг от друга в разных странах.
Обязательно.
Оргкомитет, ответственный за NAO может быть создан на базе национального
астрономического общества, Академии наук, Министерства образования
(просвещения), ассоциации преподавателей, университета или другого
компетентного органа.
Весьма полезно сотрудничество между этими учреждениями.
Возможно. Структура олимпиадной "пирамиды" бывает различна. Число этапов национальных олимпиад различно в разных странах (от одного до пяти), после чего возможны тренировочные сборы.
Рекомендуется. Наиболее развитой считается олимпиадная пирамида, когда школьники соревнуются в течение учебного года (нескольких месяцев) в несколько этапов, каждый этап - это отдельная региональная олимпиада, победители и призёры которой участвуют в следующем этапе, - так вплоть до общенационального. На каждом этапе участникам предлагаются свои задания.
Рекомендуется. Совет Международной астрономической олимпиады рекомендует следующее число этапов и структуру "пирамиды":
Этап | Пояснение | Население на территории (примерно) | Рекомендуемые даты |
Для стран с населением до 2-3 миллионов человек: | |||
I этап | Олимпиады в школах, планетариях, кружках | до 10 тысяч | 1 октября - 15 ноября |
II этап | Олимпиады городов и районов | до 200 тысяч | 16 ноября - 31 декабря |
III этап | Заключительный этап национальной олимпиады | вся страна | 1 января - 14 февраля |
- | Рекомендуется участие в IV-V этапах олимпиад других стран | соседние страны | 15 февраля - 15 мая |
IV этап | Сборы | вся страна или вместе с соседними странами |
16 марта - 30 июня |
Для стран с населением до 40-60 миллионов человек: | |||
I этап | Олимпиады в школах, планетариях, кружках | до 10 тысяч | 1 октября - 15 ноября |
II этап | Олимпиады небольших городов и районов | до 200 тысяч | 16 ноября - 31 декабря |
III этап | Олимпиады больших городов и областей | до 3 миллионов | 1 января - 14 февраля |
IV этап | Заключительный этап национальной олимпиады | вся страна | 15 февраля - 31 марта |
V этап | Сборы | вся страна | 1 апреля - 30 июня |
Для бо'льших стран: | |||
I этап | Олимпиады в школах, планетариях, кружках | до 10 тысяч | 1 октября - 15 ноября |
II этап | Олимпиады небольших городов и районов | до 200 тысяч | 16 ноября - 31 декабря |
III этап | Олимпиады больших городов и областей | до 4 миллионов | 1 января - 14 февраля |
IV этап | Олимпиады больших территорий страны | до 70 миллионов | 15 февраля - 31 марта |
V этап | Заключительный этап национальной олимпиады | вся страна | 1 апреля - 15 мая |
VI этап | Сборы | вся страна | 16 мая - 30 июня |
Рекомендуется. На каждом этапе школьники соревнуются на одном или нескольких турах, на каждом из которых им предлагаются для решения задачи или тесты. В ряде случаев туры олимпиад проходят в университетах, но чаще - в школах. Материалы (задачи, указания для жюри) для этого готовит некоторая методическая комиссия.
Рекомендуется. Как правило, победители и призёры каждого этапа Олимпиады получают право участвовать в следующем этапе. Дополнительно могут быть организованы заочные олимпиады (этапы). Как правило, заочные олимпиады открыты для участия в них любого школьника.
Рекомендуется. Рекомендуется проводить Национальные олимпиады по группам, соответствующим году обучения участника в школе. Вовсе не обязательно (и даже не рекомендуется) устанавливать на Национальной олимпиаде те же подходы по формирования групп, которые используются на Международной олимпиаде.
Настоятельно рекомендуется
следовать основному принципу Международных
предметных олимпиад школьников по использованию различных языков:
любой школьник имеет право получать условия задач и писать решения на родном языке
или на том языке, который ему более всего подходит.
Если оргкомитет сам не может обеспечить выдачу заданий и проверку решений на
каких-либо языках, к этой работе должны быть привлечены руководители команд.
Данный пункт обязателен при проведении
олимпиад в странах-участницах языковых хартий.
Обязательно. Важно, чтобы на любом этапе системы Национальной олимпиады число призеров предыдущего этапа, которые получают право участвовать в следующем этапе, было достаточно для справедливого формирования команды страны для участия в IAO. То есть, должна быть исключена такая ситуация, когда хорошие результаты одного школьника от региона (провинции, города) делают невозможным право других школьников от этого региона (провинции, города) бороться за право быть членом национальной команды, поскольку второй (третий) по рейтингу школьники не попадают на следующий этап из-за ограничений на число членов в команде региона (провинции, города) . Ведь не исключено, что второй (третий) по рейтингу школьник от региона может оказаться вторым (третьим) по рейтингу и на следующем этапе.
Возможно. Иногда целые этапы олимпиады проходят в заочной форме: задания рассылаются по школам, участвующим в данном этапе NAO, школы проводят туры у себя и посылают работы участников в центр, где опытные преподаватели проверяют их и выявляют лучших школьников для участия в следующем этапе. Однако, в любом случае, весьма желательны местные олимпиады - в школах, планетариях, кружках, маленьких городках, округах и районах. Как правило, проведение всех этапов олимпиады в заочной форме даёт гораздо меньший эффект.
Возможно. Тесты - быстрый и простой способ проверки формальных знаний учениками. Они действительно могут быть хороши для отбора лучших по этим показателям школьников. В особенности это бывает актуально при проведении олимпиад в городах и провинциях, где нет достаточно квалифицированного жюри, а приезд опытных членов жюри по каким-либо причинам не представляется возможным. Или там, где на заочной олимпиаде участников - многие тысячи. Однако, тесты не развивают главного - способности самостоятельно поставить задачу, выбрать модель, сделать необходимые предположения, оценки, провести многоходовые выкладки или логические операции.
Не рекомендуется. Использование тестов на олимпиадах высокого уровня не представляется разумным. (См. также разъяснения про тесты в "наиболее часто задаваемых вопросах".)
Рекомендуется. Важно, чтобы олимпиадные задачи на этапах высокого уровня национальных олимпиад допускали бы различные подходы к решению, способы и методы решения; чтобы у участника была возможность проявить свои аналитические способности, а не только умение делать всё по жестким правилам. Сам по себе факт правильного ответа на задание не должен играть определяющей роли, ровно как нельзя требовать от участника соответствия его решения авторскому решению.
Рекомендуется.
После национальной олимпиады для финалистов могут быть организованы
сборы для дополнительной подготовки к Международной олимпиаде.
Продолжительность этих сборов в различных странах - от нескольких
дней до двух недель как максим.
Две или несколько стран могут проводить совместные сборы, если
они пользуются одним и тем же языком.
Обязательно.
Дабы избегать ситуаций, когда целенаправленная подготовка по решению
задач становится более существенной, нежели собственно интеллект
и астрономические знания, максимальная продолжительность таких
сборов (для групп меньше, чем 50 школьников) не должна превышать
двух недель.
Возможно. Примерные задачи Международных астрономических олимпиад доступны на Интернет-сайте IAO. Можно использовать задачи предыдущих Международных олимпиад на национальных олимпиадах и сборах, но (обязательно) они не должны публиковаться в Интернете или где-либо ещё.
Возможно. В некоторых странах заключительный этап национальных олимпиад проводится как сочетание тренировочных и отборочных сборов. В этом случае мероприятие проводится для небольшой группы школьников, состоящей из более, чем пяти человек. В конце сборов принимается решение, какие пять человек войдут в национальную команду.
Рекомендуется. В большинстве случаев награждение победителей национальных олимпиад происходит на официальной церемонии закрытия олимпиады каким-нибудь известным учёным или преподавателем астрономии. Часто заключительный этап национальной олимпиады - это не только собственно туры, но и обширная культурная программа, отдых. Организаторы должны уделить дополнительное внимание этим вопросам, чтобы стимулировать научное развитие талантливых школьников.
Рекомендуется. Часто физические и астрономические отделения университетов заинтересованы в содействии олимпиадам, поскольку эта деятельность привлекает школьников к этим наукам и позволяет подготовить талантливых абитуриентов для поступления в университет. Полезны также контакты между преподавателями, работающими в сферах школьного и университетского образования. Поэтому очень часто университеты - организаторы и хозяева, особенно, в части подготовки задач и проверки работ участников.
Рекомендуется. В ряде стран научные и образовательные журналы регулярно публикуют статьи о прошедших (а порой, и будущих) олимпиадах.
Рекомендуется. Финансирование некоторых статей расходов по олимпиаде может быть сделано рекламными компаниями, издательствами, учебными центрами, ассоциациями содействия науке и образованию, университетами, промышленными предприятиями и даже банками, особенно, если речь идёт об издании информационных рекламных листков и эмблем олимпиады, которые рассылаются по школам страны.
Рекомендуется. Очень часто также находятся различные организации и спонсоры, которые предлагают призы победителям и призёрам олимпиады и вручают их на заключительной церемонии.
Обязательно. В программный комитет Международной олимпиады должен быть представлен короткий отчёт с текстами всех задач, использованных на всех общенациональных этапах (включая задачи на тренировочных и отборочных сборах) национальной олимпиады. Отчёт должен быть представлен на одном из официальных языков олимпиады (русском или английском). В отчёте также должны быть протоколы (на латинице или кириллице) заключительного этапа олимпиады - таблица с баллами за решения каждой задачи каждым участником. Отчёт должен быть получен программным комитетом не позднее, чем за 5 недель до подачи заявки на Международную олимпиаду.