В обязанности руководителей
команд входит заблаговременный перевод настоящей памятки на язык своей команды.
(С 2004 года перевод должен быть представлен в письменном виде одновременно с
подачей заявки на Международную астрономическую олимпиаду.)
Изменения IAO-2004 --> IAO-2006
Изменения,
сделанные после IAO-2004 до IAO-2006: Зелёным
цветом выделен текст, перенесённый в данный раздел из другого раздела, красным цветом выделены добавления, голубым цветом и перечёркнуто - текст, перенесённый из
данного раздела в другой раздел.
— Работа выполняется самостоятельно.
— Переписывать условия задач в
тетрадь или черновик не нужно.
— Языки и
цифры. Разрешается писать решения задач на одном из трёх языков:
национальном языке своей команды или одном их двух официальных. Однако, цифры
должны быть написаны стандартными символами (а не символами национального
алфавита).
— Знание языков. Вся дополнительная
информация в аудиториях произносится на официальных языках Олимпиады: русском и
английском. Для правильного понимания дополнительной информации полезно знать
основы одного из этих языков.
— Вопросы преподавателям во
время туров. Обратите особое внимание на то, какой вопрос Вы хотите задать. Учтите,
что заданный Вами вопрос будет повторён всей аудитории, и ответ тоже будет дан
всем участникам. Следите, чтобы в формулировке вопроса не содержалось подсказки
другим участникам. Учтите, что вопрос типа "Следует ли учитывать такой-то
эффект?" очень часто является следствием того, что Вы уже частично поняли
идею задачи; или же в этом эффекте и заключается "изюминка" задачи.
— Черновик. В случае, если Вы не
успеваете переписать решение (или часть решения, выкладки) в чистовик, сделайте
пометку "см. черновик" на
русском или английском языке аккуратными печатными
буквами. Но в чистовике обязательно должен стоять номер задачи и ссылка на черновик по этой задаче. Без этого черновик не проверяется.
Соображения, изложенные Вами в черновике, оценивается в той степени, в которой
они не противоречат чистовому решению. В частности, если в чистовике и
черновике изложены разные решения, то оценивается только чистовик.
— Рекомендуется чётко выделять
номера задач как в черновике, так и в окончательном варианте работы.
Следует отделять решение одной
задачи от решения другой интервалами не
менее 5 см.
— Если у Вас достаточно времени, старайтесь чётко описывать выбранную Вами физическую или др. модель, все приближения,
пренебрежения и пр. Не пропускайте
описание мыслей, кажущихся Вам очевидными. Учтите, что оценивается только то,
что письменно изложено в решении. Мысли, не нашедшие отражения в работе, не
оцениваются, какими бы правильными они ни были.
— При решении качественных задач
ответы "да", "нет", "не изменится" и т.п. не
являются решениями. Требуется обоснование. Подумайте о том, какие
количественные критерии можно использовать для обоснования своих мыслей.
— Внимательно уясняйте вопрос задачи. Например, если
спрашивается найти радиус
звезды, то ответ "Диаметр звезды
равен…" не является полностью правильным.
— Следите за
использованием обозначений. Например, если в условии сказано “Найдите
расстояние P в
перигелии”, не используйте LP
для обозначения этого расстояния. Не используйте также одинаковые символы для
разных величин (например, не используйте P также для обозначения мощности в вышеприведённом примере).
— Листок с условиями заданий
можно взять с собой после окончания тура, однако,
если при решении Вы делали какие-либо геометрические построения на рисунках, приведённых
в условии, то лучше сдать листок условий вместе с тетрадью (в этом случае на
листе условий также нельзя писать никаких данных о себе).
— Указывать фамилию, имя, отчество, город, школу, класс и другие
индивидуальные данные об участнике в тетради или в черновике, где выполняется
работа. Эти данные указываются только на обложке тетради. Сама работа должна
быть анонимной. За нарушение участник может быть дисквалифицирован.
— Писать что-либо (начинать решение) на первой белой странице тетради (со
штампом координационного совета). Эта страница является технической для работы
жюри.
— Разговаривать с другими участниками олимпиады и задавать им вопросы.
— Пользоваться справочниками, учебниками, книгами, таблицами, каталогами
и т.п., если таковые не были даны участнику вместе с условием задач.
— Иметь при себе переносные
компьютеры, мобильные телефоны, навигационные приборы и
другие электронные средства, а также калькуляторы, которые по внешнему виду
напоминают мобильные телефоны.
— Производить вычисления, писать черновые решения и вообще что-либо на
своих листах бумаги, т.е. на листах, отличных от тех, которые выданы
оргкомитетом.
— Вносить исправления в работу после истечения времени, отведённого на
решение задач.
— Задавать преподавателям вопросы, связанные с используемыми формулами,
значениями констант, а также вопросы типа: "Нужно ли учитывать такой-то
эффект?".
— Производить действия, сопровождающиеся излишними шумами (например, при
разворачивании шоколадки и т.п.).
— Заканчивать работу и покидать аудиторию ранее, чем через 2 часа после
начала тура.
— Временно выходить из аудитории одновременно более, чем одному
участнику.
— Писать решения задач в тетради в произвольном порядке.
— Использовать логарифмическую линейку, вычислительные таблицы, инженерный калькулятор с арифметическими,
алгебраическими и тригонометрическими функциями (кроме
калькуляторов, внешний вид которых напоминает мобильный телефон).
— Использовать ручку, карандаш, линейку, циркуль, транспортир,
миллиметровую бумагу, кальку (если нужно).
— Производить все промежуточные вычисления, преобразования в символьном
виде и подставлять числовые значения только в конце – этим Вы уменьшите
вероятность ошибки в ответе.
— Избегать использования фактов (чисел, формул и т.д.) известных Вам, но,
возможно, не очевидных для членов жюри. Лучше получить их из более известных
формул и величин.
— Использовать только численные индексы в решениях, чтобы жюри было проще
понять разницу в обозначениях.
— Отделять формулы от объяснений интервалами (порядка 1 см).
— Если Вы вводите символы для обозначения каких-либо величин, вначале
чётко объясните, что это за величина. Например: "Пусть Е – полная
энергия небесного тела…". Это облегчит взаимопонимание между Вами и
членом жюри, проверяющим Вашу работу.
Желаем Вам успеха
!
IAO 2001 Crimea, IAO 2002 SAO, IAO 2003 Stockholm,
IAO 2004 Crimea, IAO 2005 Beijing, APAO 2005 Irkutsk, IAO
2006 Mumbai.
Оргкомитет и жюри.