Заключительный этап. Задачи теоретического тура: 8-9 класс. 1-2. Вам даны данные о комете Hyakutake 1996 B2 (файл из сети Internet): 1. Используя нужные данные, объясните, почему ожидаемая звёздная величина кометы имеет два минимума, то есть, сначала уменьшается, по- том возрастает, затем опять уменьшается и опять возрастает? 2. Как объяснить имеющееся в таблице противоречие: с одной сторо- ны, согласно вычисленному эксцентриситету, орбита кометы является ги- перболической; с другой же,- вычислен период её обращения вокруг Солн- ца, что говорит об эллиптической орбите. 3. 19 июня 2004 года при аварийной посадке космического корабля Вы катапультировались и весьма удачно приземлились. Оказалось, что в местности Вашего приземления полдень наступил в 8 часов 42 минуты Мос- ковского летнего времени, а высота Солнца при этом h = 72°. Каким язы- ком Вам следует воспользоваться для выяснения местонахождения ближай- шего посольства России? Оцените расстояние до него. В Вашем распоряже- нии имеется весьма грубая карта Полушарий. 4. Найти минимально возможный период обращения несгораемого кос- мического корабля вокруг Солнца (в сутках), зная, что видимый с Земли угловой размер Солнца равен a = 9,3·10-3 рад. 5. Наблюдая со своей планеты за ночной Калугой, марсиане замети- ли, что во времена Великих противостояний Земли и Марса этот город вы- глядит звездой 17-ой величины. Оценить, какое примерно число фонарей горит ночью в Калуге, если в среднем один калужский фонарь с расстоя- ния 250 метров светит как полная Луна (звёздная велична полной Луны около -13). Расстояние от Земли до Марса во времена Великих противо- стояний равно a = 0,38 а.е. 6. Как отличаются между собой линейные скорости космонавтов, на- ходящихся на Луне, если один из них видит Землю в зените, а второй на- ходится в диаметрально противоположной точке лунного шара? Радиус Луны равен 1740 км. 10 класс. 1. На какой широте проходит южная граница территории, в пределах которой хотя бы одну ночь в году не прекращаются навигационные сумерки (центр Солнца не опускается под горизонт ниже чем на 12 градусов)? Плоскость небесного экватора наклонена к эклиптике на е = 23°27'. 2-3. Вам даны данные о комете Hyakutake 1996 B2 (файл из сети Internet): 2. См. задачу 2 для 8-9 класса. 3. Вычислить по этим данным скорость кометы в перигелии. 4. См. задачу 4 для 8-9 класса. 5. Как известно, солнечные сутки удлиняются на 0,0017 секунды в столетие. Оцените, какую ошибку мы сделаем при вычислении места наблю- дения солнечного затмения в 2004 году до нашей эры, если будем считать сутки неизменными (равными по продолжительности сегодняшним). 6. Пульсар, излучающий радиоимпульсы с постоянной частотой в соб- ственной системе отсчета, равномерно движется в пространстве относи- тельно Земли. Как будет изменяться наблюдаемая на Земле частота им- пульсов со временем (из-за эффекта Доплера)? Направление движения пульсара произвольно. 11 класс. 1. См. задачу 1 для 10 класса. 2. См. задачу 3 для 10 класса. 3. В известном романе Г.Уэллса "Машина времени" первый в истории литературы путешественник во времени рассказывает: "Наконец, больше, чем через 30 миллионов лет, огромный красный купол Солнца заслонил со- бой десятую часть неба... Местами виднелись пятна снега, ужасный холод окружал меня". Какие ошибки (с астрономической и физической точек зре- ния) допустил автор. 4. Спутник наблюдается низко над горизонтом. Куда (выше, ниже, точно) надо нацелить оптический лазер, чтобы его луч "попал" в спут- ник? Учесть рефракцию. 5. См. задачу 6 для 10 класса. 6. Пульсар, находящийся вблизи полюса эклиптики и имеющий массу 4·1033 г (две массы Солнца) излучает импульсы с периодом 1 с. Точные измерения получаемых сигналов, показали, что их период не строго по- стоянен и меняется с периодичностью 1 год с амплитудой 10-8 с. Спутник какой массы, обращающийся вокруг пульсара по круговой орбите, может вызвать эти изменения? Задачи практического тура: 8-9 класс. У Вас на руках фотогорафия околополярной области неба с кометой Hyakutake 1996 B2 (см. рис. 1, автор фото - Данила Чичмарь) и звёздная карта. Фотография представляет собой полное увеличение с негатива 24*36 мм, полученного при фотографировании неподвижной камерой. Ис- пользуя эти материалы, а также линейку, бумагу (кальку), транспортир и карандаш, попробуйте выполнить следующие задания: 1. Оцените, с какой экспозицией был сделан снимок. 2. Отметье на звёздной карте две самые яркие звезды, получившиеся на фотографии, а также положение кометы. 3. Определите угловой размер снимка (в градусах) и размер видимого хвоста кометы. 4. Определите фокусное расстояние камеры, с помощью которой сделан снимок. 10-11 класс. Задание будет опубликовано позже. A few of the problems are available in English.