САО РАН, Буково, 22-28 октября 1997 г.
SAO, Bukovo, October 22-28, 1997.
Теоретический тур.
Условия задач, 8-10 класс
Problems to solve, 8-10 Form
Text of these problems is
available in English too.
1. Две звезды имеют одинаковые абсолютные величины. Одна из
них в тысячу раз дальше другой, каково различие в их видимых ве-
личинах? У какой звезды видимая величина больше?
2. Что увидел бы наблюдатель, находившийся на Луне, глядя на
Землю во время полного солнечного затмения на Соловецких островах
(34°45' в.д., 65°01' с.ш.) в 5 часов утра 22 июля 1990 года? От-
вет поясните рисунком.
3. Сутки на Марсе почти равны земным - всего на 2,5 % про-
должительнее наших, а период его обращения вокруг Солнца - 687
наших суток. На сколько примерно на Марсе звёздные сутки короче
средних солнечных?
4. В тот день, когда весь мир отмечал 40-летие запуска пер-
вого искусственного спутника Земли (4 октября), Венера была неда-
леко от положения восточной элонгации, её координаты приблизи-
тельно составляли a = 15h20m, d = -22°.
Используя приведённые выше данные, примерно определите её
координаты и расположение относительно Солнца в день запуска пер-
вого спутника? Период обращения Венеры вокруг Солнца составляет
0,61521 тропического года.
5. Пусть наблюдатель находится на одной из планет Сириуса.
Что там светит ярче - наше Солнце или звёзды ковша Большой Медве-
дицы?
6. Будем говорить, что Солнце в Зените, если оно закрывает
Зенит своим диском. Где такое можно видеть чаще - в Кито (широта
0°) или в Сан-Паулу (широта -23,5°)? Объясните.
Теоретический тур.
Условия задач, 11-12 класс
Problems to solve, 11-12 Form
Text of these problems is
available in English too.
1. Если звезда удаляется от Земли с большой скоростью, то
будет ли она казаться горячее или холоднее, чем такая же, но
практически неподвижная звезда? Объясните.
2. См. задачу 2. для 8-10 класса.
3. Представители одной очень нехорошей цивилизации с элемен-
тами мании величия провели чудовищный эксперимент: они зверски
разделили свою звезду на две равные части (изменения температуры
и плотности вещества звезды при этом не произошло). Насколько из-
менилась суммарная звёздная величина системы?
4. См. задачу 4. для 8-10 класса.
5. См. задачу 5. для 8-10 класса.
6. Какова разрешающая способность 6-метрового телескопа БТА
в САО? Что её ограничивает? Объясните Ваши расчёты.
Наблюдательный тур.
Условие проведения тура, 9-12 класс
Rules of the Examination, 9-12 Form
Процедура проведения наблюдательного тура воскрешала древние
испытания воинов, чьё знание звёздного неба проверялось в лесу
или при частично затянутом облаками небе. Каждый участник прово-
дился через небольшую рощу. В трёх местах ему предлагалось узнать
созвездия, видимые в просветах стволов и ветвей. Величины и ори-
ентация просветов резко менялись: вначале - вид на северо-восток
(Кассиопея, Персей, Возничий) и на юго-запад (Орёл, Дельфин и
др.), затем - открытый южный горизонт и, наконец, вид на север с
Медведицами и Драконом.
Практический тур.
Условия задач, 9-12 класс
Problems to solve, 9-12 Form
Эффект Доплера, лучевая скорость и орбитальное движение Земли.
Работа предусматривает несколько
этапов. Количество и порядок их
выполнения произвольны.
Перед Вами (рис.1.) - маленький участок спектров трёх звёзд:
Солнца, Арктура и Проциона - три графика зависимости интенсивно-
сти излучения от длины волны (в ангстремах). Понижения интенсив-
ности (то есть, линии поглощения) распадаются на две группы. Бо-
лее узкие образовались на подходе лучей к телескопам, в земной
атмосфере. Это линии поглощения кислорода. Особенно узки они в
спектре Солнца, что вызвано более высокой разрешающей способно-
стью солнечного телескопа.
Более широкие линии поглощения железа и других металлов об-
разовались в атмосферах звёзд, в самом начале пути лучей. Их глу-
бина меняется от звезды к звезде - это связано с различной по-
верхностной температурой этих звёзд. Но для Вас важно лишь то,
что спектры звёзд сдвинуты по длине волны относительно спектра
Солнца.
. Объясните эти сдвиги качественно.
.. Оцените геоцентрические лучевые скорости Арктура и
Проциона.
... Дайте простейшую схему взаимного движения Солнца,
Земли и звёзд.
.... Исходя из полученных данных, оцените скорость дви-
жения Земли по орбите. Можно воспользоваться картой
звёздного неба и учесть гелиоцентрические (Vc) ско-
рости Арктура (-5,5 км/с) и Проциона (-3,3 км/с).
Рисунки к задаче практического тура Олимпиады будут представлены позднее.