Администрация и Совет депутатов муниципального образования пос. Черноголовка
Подмосковный филиал МГУ им. М.В.Ломоносова


Олимпиада ННЦ

     В течение многих лет, хотя и не очень регулярно  под  Москвой,  в 
Научном центре "Черноголовка" Российской Академии наук (ранее – Ногин- 
ский научный центр АН СССР) проводится олимпиада школьников 8-11  кла- 
ссов по физике, астрономии и математике. Эта олимпиада не является со- 
ставной частью какой-либо системы олимпиад и в ней может принять  уча- 
стие любой школьник.                                                  
     Большинство участников различных олимпиад связывают своё  будущее 
с наукой, поэтому хотят уже  в  школьном  возрасте  как  можно  больше 
узнать о её прелестях и проблемах. Главная идея Олимпиады ННЦ  состоит 
как раз в том, чтобы максимально приблизить условия  её  проведения  к 
настоящей работе научного сотрудника. Конечно, это достаточно  трудно, 
но, всё-таки, во многом эта олимпиада оказывается гораздо ближе к  ре- 
альности, чем классические олимпиады, проводимые министерствами и  ор- 
ганами народного образования. Кроме того, обычно олимпиада  проводится 
осенью, в олимпиадное "межсезонье", и не пересекается по срокам с дру- 
гими.                                                                 
     Задачи Олимпиады ННЦ, как правило, менее формализованные, но  до- 
вольно сложные. В отличие от большинства олимпиад, в Черноголовке  ре- 
бята при решении  задач  могут  пользоваться  любыми  справочниками  и 
школьными учебниками. Для решения физических и математических задач не 
требуется знаний, выходящих за рамки школьной программы, а вот  задачи 
по астрономии рассчитаны на уровень немного выше  школьного.  В  целом 
сложность задач примерно соответствует уровню республиканских  олимпи- 
ад. Одна (иногда две) задачи по физике для 10 и 11 классов традиционно 
предлагается на английском (немецком  или  французском  –  по  желанию 
участника) языке. Естественно, разрешается пользоваться любыми  слова- 
рями – как в реальной научной работе. Поначалу  такая  форма  нравится 
далеко не всем школьникам, но после олимпиады почти все  высказываются 
"за".                                                                 
     Часто вместо условий отдельных задач участникам предлагается  це- 
лый рассказ, в котором нужно самим найти всё необходимое, а лишнее от- 
бросить,– опять-таки, как в реальной научной работе (например, условия 
задач 1991 года по 9 классу).                                         
     Другая важная особенность Олимпиады  ННЦ  –  существенно  больший 
процент задач оценочного характера, в которых целью решения задач дол- 
жны быть не числа и не формулы, а понимание явления.  К  сожалению,  в 
современной школе вычислениям по готовым формулам с высокой  точностью 
уделяется значительно больше внимания, чем понимаю физики  процесса  и 
порядковым оценкам. Олимпиады ННЦ попытались исправить  этот  недоста- 
ток. Ведь решение именно оценочных задач развивает у школьников умение 
делать простые оценки, то есть быстро и без громоздких вычислений  по- 
лучать правильное представление о разнообразных явлениях  и  объектах. 
Здесь следует отметить, что в  1997  году  в  Петербурге  вышла  книга 
(В.В.Иванов, А.В.Кривов, П.А.Денисенков  "Парадоксальная  Вселенная"), 
которая представляет собой сборник задач,  по  духу  очень  близких  к 
задачам Олимпиады ННЦ.                                                
     Ещё одна отличительная  черта  Олимпиады  ННЦ  –  так  называемый 
"творческий тур". На нём школьнику даётся лишь общее  направление  ис- 
следования, некоторые исходные данные. Участник должен уже  сам  уточ- 
нить постановку задачи, придумать и обосновать модель,  показать  воз- 
можность пренебрежения какими-либо эффектами или оценить их влияние.  
     Конечно, это дополнительная нагрузка для жюри – работы творческо- 
го тура гораздо труднее оценивать, сложнее выявлять победителей. Но  в 
Олимпиаде ННЦ в гораздо большей степени важно участие,  а  не  победа, 
тем более, что победители практически не получают никаких льгот.      
     В 70-е – 80-е годы в олимпиаде соревновались главным образом лишь 
школьники Черноголовки и соседних городов (включая Москву), и олимпиа- 
да проводилась за 1-2 дня. В 1990-1991 годах круг  участников  сущест- 
венно расширился, а сроки проведения были увеличены до 3-4 дней. В ря- 
де мест (Республика Карелия, г. Новгород, г. Старый Оскол) для  форми- 
рования команд-участников Олимпиады ННЦ  стали  проводиться  предвари- 
тельные соревнования, а команды Москвы и Риги были сформированы из по- 
бедителей городских астрономических олимпиад.                         
     В 1990 году своих ребят на олимпиаду направили 12 областей  Цент- 
ральной России и Латвия. В качестве  наблюдателя  присутствовал  также 
представитель Украины. Всего в этой олимпиаде приняло участие около 90 
школьников.                                                           
     Олимпиада открылась в субботу, 20  октября,  в  Экспериментальной 
средней школе № 82; рядом,  в  гостинице  были  размещены  иногородние 
участники. Вечером состоялась встреча школьников  с  молодыми  учёными 
Черноголовки. Ребята получили некоторое  представление  об  институтах 
Научного центра, современных научных (как, впрочем, и ненаучных)  про- 
блемах, волнующих учёных, перспективах. Для некоторых это  было,  воз- 
можно, первое знакомство с институтами, где  им  через  несколько  лет 
предстоит самим стать научными работниками.                           
     На первом, теоретическом туре олимпиады, который прошёл в воскре- 
сенье, 21 октября, участникам было предложено 6 задач – две по каждому 
из предметов.  Вечером  состоялась  экскурсия  на  главный  инструмент 
школьной обсеватории  –   5-дюймовый  телескоп-рерактор  фирмы  "Карл- 
Цейс". К сожалению, пасмурная погода в тот вечер не позволила  ребятам 
провести наблюдения.                                                  
     Творческий тур проходил на  следующий  день,  утром.  (Школьники- 
"совы", составлявшие большинство среди участников олимпиады, были этим 
сильно недовольны, ссылаясь на то, что пик их интеллектуальной  актив- 
ности приходится на вечерние часы.) Теперь уже нужно было на выбор ре- 
шить одну проблему по астрономии, физике или математике. В тот же день 
состоялось закрытие Олимпиады и награждение победителей.              
     В 1991 году состав участников ещё больше расширился  –  Олимпиада 
ННЦ стала фактически международной, в ней приняли  участие  более  120 
школьников трёх  государств:  России,  Латвии  и  Эстонии.  Российские 
школьники приехали из более, чем 20 областей  Центральной  и  Северной 
России, Латвию представляли 9 человек из Риги, а Эстонию – 6  учеников 
Таллина и Нарвы. Программа была рассчитана уже  на  4  дня  (открытие, 
первый тур – 4 задачи по всем трём предметам, второй тур – вариант  на 
выбор – по астрономии, физике или математике, закрытие).              
     Интересно отметить, что время проведения этой олимпиады совпало с 
общим собранием учёных, где решалась судьба Российской Академии наук.
     Информация и задачи Олимпиад ННЦ 1990, 1991 годов были  опублико- 
ваны в одном из астрономических журналов, правда на латышском языке.  
     К сожалению, в 90-е годы организовывать олимпиады  стало  сущест- 
венно сложнее, и после 1991 года Олимпиады ННЦ столь широкого масштаба 
долгое время не проводились. Но, может быть, это сыграло и свою  поло- 
жительную роль. Ведь именно успешное проведение олимпиады 1990, и осо- 
бенно 1991 годов и невозможность организовать Олимпиаду ННЦ в 1992 го- 
ду дало повод её оргкомитету всерьёз задуматься об организации  астро- 
номических олимпиад более высокого уровня,– ведь несмотря на несколько 
местных и региональных олимпиад по астрономии и  олимпиад,  включавших 
астрономию как один из предметов, до 90-х годов не существовало единой 
Российской, Всесоюзной или  Международной  Астрономической  олимпиады, 
подобной тем, что уже проводились по физике, математике, химии и неко- 
торым другим предметам. Но необходимость этого уже чувствовалась.     
     К концу 1993 года был подготовлен Учредительный  договор  о  Рос-
сийской олимпиаде. Совершенно независимо с инициативой провести у себя 
в 1994 году Первую общероссийскую  олимпиаду  по  астрономии  выступил 
Ярославль, ставший таким образом местом рождения Российской  олимпиады 
школьников по астрономии и космической физике. С  тех  пор  Российская 
олимпиада проводится ежегодно.                                        
     С 1996 года проводится Международная  астрономическая  олимпиада, 
официально учреждённая международным  Астрономическим  обществом.  Со- 
гласно Учредительному положению она проводится ежегодно осенью (в  пе- 
риод с сентября по декабрь) в одном из астрономических  центров  госу- 
дарств-участников.                                                    
     А Олимпиада ННЦ возобновила свою деятельность в феврале 1998  го- 
да, когда под эгидой Администрации Черноголовки, Департамента  Москов- 
ской области по образованию и Подмосковного филиала МГУ была проведена 
совместная "Первая Московская областная олимпида – Олимпиада  ННЦ",  в 
которой приняли участие школьники из 23-х городов России, в том  числе 
17-ти городов Подмосковья.                                            

     Астрономия обладает счастливым достоинством – жизнь постоянно до- 
казывает нам, что квалифицированный любитель  астрономии  может  стать 
полноправным членом научного сообщества. Но для этого, как  и  профес- 
сионал, любитель должен серьёзно заниматься наукой, а не ограничивать- 
ся любованием звёздным небом и книжными иллюстрациями.                
     Кстати! На территории России в  её  современных  границах  первое 
(но, надеемся, далеко не последнее) обнаружение  новой  малой  планеты 
было сделано именно любителем (Т.Крячко, Казанская станция КГУ)!  Пла- 
нета названа "Звездочёт" в честь молодого  научно-популярного  журнала 
для любителей астрономии (инд. 72907).                                

Февраль 1998 г.                                                       

previous page previous level next page E-letters