Олимпиада ННЦ
В течение многих лет, хотя и не очень регулярно под Москвой, в
Научном центре "Черноголовка" Российской Академии наук (ранее – Ногин-
ский научный центр АН СССР) проводится олимпиада школьников 8-11 кла-
ссов по физике, астрономии и математике. Эта олимпиада не является со-
ставной частью какой-либо системы олимпиад и в ней может принять уча-
стие любой школьник.
Большинство участников различных олимпиад связывают своё будущее
с наукой, поэтому хотят уже в школьном возрасте как можно больше
узнать о её прелестях и проблемах. Главная идея Олимпиады ННЦ состоит
как раз в том, чтобы максимально приблизить условия её проведения к
настоящей работе научного сотрудника. Конечно, это достаточно трудно,
но, всё-таки, во многом эта олимпиада оказывается гораздо ближе к ре-
альности, чем классические олимпиады, проводимые министерствами и ор-
ганами народного образования. Кроме того, обычно олимпиада проводится
осенью, в олимпиадное "межсезонье", и не пересекается по срокам с дру-
гими.
Задачи Олимпиады ННЦ, как правило, менее формализованные, но до-
вольно сложные. В отличие от большинства олимпиад, в Черноголовке ре-
бята при решении задач могут пользоваться любыми справочниками и
школьными учебниками. Для решения физических и математических задач не
требуется знаний, выходящих за рамки школьной программы, а вот задачи
по астрономии рассчитаны на уровень немного выше школьного. В целом
сложность задач примерно соответствует уровню республиканских олимпи-
ад. Одна (иногда две) задачи по физике для 10 и 11 классов традиционно
предлагается на английском (немецком или французском – по желанию
участника) языке. Естественно, разрешается пользоваться любыми слова-
рями – как в реальной научной работе. Поначалу такая форма нравится
далеко не всем школьникам, но после олимпиады почти все высказываются
"за".
Часто вместо условий отдельных задач участникам предлагается це-
лый рассказ, в котором нужно самим найти всё необходимое, а лишнее от-
бросить,– опять-таки, как в реальной научной работе (например, условия
задач 1991 года по 9 классу).
Другая важная особенность Олимпиады ННЦ – существенно больший
процент задач оценочного характера, в которых целью решения задач дол-
жны быть не числа и не формулы, а понимание явления. К сожалению, в
современной школе вычислениям по готовым формулам с высокой точностью
уделяется значительно больше внимания, чем понимаю физики процесса и
порядковым оценкам. Олимпиады ННЦ попытались исправить этот недоста-
ток. Ведь решение именно оценочных задач развивает у школьников умение
делать простые оценки, то есть быстро и без громоздких вычислений по-
лучать правильное представление о разнообразных явлениях и объектах.
Здесь следует отметить, что в 1997 году в Петербурге вышла книга
(В.В.Иванов, А.В.Кривов, П.А.Денисенков "Парадоксальная Вселенная"),
которая представляет собой сборник задач, по духу очень близких к
задачам Олимпиады ННЦ.
Ещё одна отличительная черта Олимпиады ННЦ – так называемый
"творческий тур". На нём школьнику даётся лишь общее направление ис-
следования, некоторые исходные данные. Участник должен уже сам уточ-
нить постановку задачи, придумать и обосновать модель, показать воз-
можность пренебрежения какими-либо эффектами или оценить их влияние.
Конечно, это дополнительная нагрузка для жюри – работы творческо-
го тура гораздо труднее оценивать, сложнее выявлять победителей. Но в
Олимпиаде ННЦ в гораздо большей степени важно участие, а не победа,
тем более, что победители практически не получают никаких льгот.
В 70-е – 80-е годы в олимпиаде соревновались главным образом лишь
школьники Черноголовки и соседних городов (включая Москву), и олимпиа-
да проводилась за 1-2 дня. В 1990-1991 годах круг участников сущест-
венно расширился, а сроки проведения были увеличены до 3-4 дней. В ря-
де мест (Республика Карелия, г. Новгород, г. Старый Оскол) для форми-
рования команд-участников Олимпиады ННЦ стали проводиться предвари-
тельные соревнования, а команды Москвы и Риги были сформированы из по-
бедителей городских астрономических олимпиад.
В 1990 году своих ребят на олимпиаду направили 12 областей Цент-
ральной России и Латвия. В качестве наблюдателя присутствовал также
представитель Украины. Всего в этой олимпиаде приняло участие около 90
школьников.
Олимпиада открылась в субботу, 20 октября, в Экспериментальной
средней школе № 82; рядом, в гостинице были размещены иногородние
участники. Вечером состоялась встреча школьников с молодыми учёными
Черноголовки. Ребята получили некоторое представление об институтах
Научного центра, современных научных (как, впрочем, и ненаучных) про-
блемах, волнующих учёных, перспективах. Для некоторых это было, воз-
можно, первое знакомство с институтами, где им через несколько лет
предстоит самим стать научными работниками.
На первом, теоретическом туре олимпиады, который прошёл в воскре-
сенье, 21 октября, участникам было предложено 6 задач – две по каждому
из предметов. Вечером состоялась экскурсия на главный инструмент
школьной обсеватории – 5-дюймовый телескоп-рерактор фирмы "Карл-
Цейс". К сожалению, пасмурная погода в тот вечер не позволила ребятам
провести наблюдения.
Творческий тур проходил на следующий день, утром. (Школьники-
"совы", составлявшие большинство среди участников олимпиады, были этим
сильно недовольны, ссылаясь на то, что пик их интеллектуальной актив-
ности приходится на вечерние часы.) Теперь уже нужно было на выбор ре-
шить одну проблему по астрономии, физике или математике. В тот же день
состоялось закрытие Олимпиады и награждение победителей.
В 1991 году состав участников ещё больше расширился – Олимпиада
ННЦ стала фактически международной, в ней приняли участие более 120
школьников трёх государств: России, Латвии и Эстонии. Российские
школьники приехали из более, чем 20 областей Центральной и Северной
России, Латвию представляли 9 человек из Риги, а Эстонию – 6 учеников
Таллина и Нарвы. Программа была рассчитана уже на 4 дня (открытие,
первый тур – 4 задачи по всем трём предметам, второй тур – вариант на
выбор – по астрономии, физике или математике, закрытие).
Интересно отметить, что время проведения этой олимпиады совпало с
общим собранием учёных, где решалась судьба Российской Академии наук.
Информация и задачи Олимпиад ННЦ 1990, 1991 годов были опублико-
ваны в одном из астрономических журналов, правда на латышском языке.
К сожалению, в 90-е годы организовывать олимпиады стало сущест-
венно сложнее, и после 1991 года Олимпиады ННЦ столь широкого масштаба
долгое время не проводились. Но, может быть, это сыграло и свою поло-
жительную роль. Ведь именно успешное проведение олимпиады 1990, и осо-
бенно 1991 годов и невозможность организовать Олимпиаду ННЦ в 1992 го-
ду дало повод её оргкомитету всерьёз задуматься об организации астро-
номических олимпиад более высокого уровня,– ведь несмотря на несколько
местных и региональных олимпиад по астрономии и олимпиад, включавших
астрономию как один из предметов, до 90-х годов не существовало единой
Российской, Всесоюзной или Международной Астрономической олимпиады,
подобной тем, что уже проводились по физике, математике, химии и неко-
торым другим предметам. Но необходимость этого уже чувствовалась.
К концу 1993 года был подготовлен Учредительный договор о Рос-
сийской олимпиаде. Совершенно независимо с инициативой провести у себя
в 1994 году Первую общероссийскую олимпиаду по астрономии выступил
Ярославль, ставший таким образом местом рождения Российской олимпиады
школьников по астрономии и космической физике. С тех пор Российская
олимпиада проводится ежегодно.
С 1996 года проводится Международная астрономическая олимпиада,
официально учреждённая международным Астрономическим обществом. Со-
гласно Учредительному положению она проводится ежегодно осенью (в пе-
риод с сентября по декабрь) в одном из астрономических центров госу-
дарств-участников.
А Олимпиада ННЦ возобновила свою деятельность в феврале 1998 го-
да, когда под эгидой Администрации Черноголовки, Департамента Москов-
ской области по образованию и Подмосковного филиала МГУ была проведена
совместная "Первая Московская областная олимпида – Олимпиада ННЦ", в
которой приняли участие школьники из 23-х городов России, в том числе
17-ти городов Подмосковья.
Астрономия обладает счастливым достоинством – жизнь постоянно до-
казывает нам, что квалифицированный любитель астрономии может стать
полноправным членом научного сообщества. Но для этого, как и профес-
сионал, любитель должен серьёзно заниматься наукой, а не ограничивать-
ся любованием звёздным небом и книжными иллюстрациями.
Кстати! На территории России в её современных границах первое
(но, надеемся, далеко не последнее) обнаружение новой малой планеты
было сделано именно любителем (Т.Крячко, Казанская станция КГУ)! Пла-
нета названа "Звездочёт" в честь молодого научно-популярного журнала
для любителей астрономии (инд. 72907).
Февраль 1998 г.